Ж - Терминологический словарь - Терминологический словарь - Юрислингвистика АлтГПА: ресурс студентов и аспирантов

Терминологический словарь

Главная » Словарь терминов » Терминологический словарь » Ж

В категории терминов: 1
Показано Материалов: 1-1
Страницы: 1


Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Жанр речи - фундаментальное положением любого направления в современном жанроведении.
В настоящее время в научной литературе представлено множество определений речевого жанра, однако единого и четкого определения до сих пор не разработано. Все существующие концепции можно разделить на три группы по способу определения речевого жанра:
1. Концепции, опирающиеся на классическое определение жанра, данное Аристотелем, данная концепция и рассматривающая понятие речевого жанра в целом, как нечто абстрактное, применительное и к произведениям художественной литературы, и к собственно речевому акту.
2. Вторая концепция основывается на описании отдельных аспектов жанровой организации речи. К данной концепции можно отнести исследования Шведова, Скребнева, Тарасова, и др. Они рассматривают речевой жанр как устойчивую форму речи и речевого поведения.
3. Третья концепция, опирается на теорию речевых жанров М.М. Бахтина. Это работы исследователей: Бахтина, Вежбицкой, Арутюновой, Гайды, Гольдина, Матвеевой, Шмелевой, Лебедевой и др.

Бахтин определяет речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка.
Определяющим признаком речевого жанра по Бахтину является его диалогичность, так как жанр речи – это не просто отдельное высказывание, существующее лишь как абстрактное понятие, а необходимый элемент в структуре целостного диалога. Наряду с диалогичностью он приводит и другие признаки речевого жанра: целеполагание, завершенность, связь с определенной сферой общения.
В соответствии с тем, какое направление представляют последователи теории Бахтина, следует разделить генрестическое, прагматическое и определение, предлагаемое коммуникативной генристикой.
В лингвистическом направлении изучении теории речевых жанров (генристика) предлагается рассматривать речевой жанр как «элемент классификационной системы, в которой жанры распределены обычно исходя из одного ведущего признака (как правило, это целевой компонент). Жанр рассматривается скорее как монологическая структура. Речевой жанр – это особая модель высказывания» [Лебедева 2007: 92]. Такие исследователи как Бурлина, Кожина, Федосюк рассматривают речевой жанр как феномен речевой действительности, модель сознания.
С точки зрения синтактики, речевой жанр определяется как «системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям некой особой целесообразности и относящейся к действительности не непосредственно, а через РЖ в целом» [Дементьев 2007: 43]
С точки зрения прагматического направления, дается несколько иное определение понятию жанр речи - «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [Седов 1998:11]. При этом большое внимание уделяется взаимодействию адресата и адресанта и коммуникативным смыслам, осознанно передаваемым участниками общения.
Выделение третьего направления коммуникативной генристики позволяет рассматривать речевой жанр как переходный элемент между языком и речью. Так речевые жанры, «представляя собой, коммуникативные аттракторы накладывают ограничения на интерпретацию речевых высказываний, тем самым делая интерпретацию более стандартной и снижая степень неопределенности коммуникации» [Богин 1997].

Классификация речевых жанров
М.М. Бахтин подразделяет речевые жанры на:
• устные;
• письменные;
• первичные (простые);
• вторичные (сложные): романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.п. Они возникают в условиях «более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения. Вторичные жанры способны объединять в себя различные первичные жанры в процессе своего формирования.

В типологии, предложенной Н.Д. Арутюновой выделяются:
• информативный диалог;
• перспективный диалог;
• обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (спор, дискуссия);
• диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений;
• празноречевые жанры;
Данная классификация основана на иллокутивном критерии.

В соответствии с классификацией, предложенной К.В. Кожевниковой, с жанрово-коммуникативной точки зрения, речевые жанры подразделяются на три класса:
• тексты, содержание которых строится по жестким информативным моделям. К ним можно отнести такие жанры, как афишу, инструкцию, рецепт.
• тексты, содержание которых строится по информативным узуальным моделям. Например, газетное сообщение, рецензия.
• тексты не регламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности с жанрово- коммуникативной точки зрения (частная переписка, записка).

Т.В. Шмелева в работе «Модель речевых жанров» [Шмелева1997: 88-99] выделяет четыре класса речевых жанров:
• оценочные – изменяют самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и др.
• информативные - цель – различные операции с информацией.
• перформативные – формируют события социальной действительности: поздравления, приветствия, извинения, благодарности и т.д.
• императивные – содействуют осуществлению/неосуществлению каких-либо событий (просьба, совет, требование…)

Вежбицка А. в работе «Речевые жанры» отмечает, что для определения речевого жанра необходимо сначала «выделить основную коммуникативную цель каждого жанра» [Вежбицка 2007: 68-80]. Однако она не классифицирует жанры речи, а лишь приводит их список, при этом, не разграничивая устные и письменные: автобиографии, разговор, спор, мемуары, поздравления и др.
На данный момент нет сложившейся единой классификации речевых жанров, проблема остается нерешенной, однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что классифицировать жанры речи необходимо, основываясь на иллокутивном критерии, степени выражения коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996. - С.191-219.
2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.,1986г. –С. 543.
3. Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Вып.1. — Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997.
4. Вежбицкая А. Речевые жанры ( в свете теории элементарных смысловых единиц) // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С. 68-80.
5. Векшин Г.В. Жанр и функциональный стиль: языковое и речевое (о некоторых двусмысленностях в функциональной стилистике) // Жанры речи: Сб. научн. статей. – Саратов, 2009. - Вып. 6: Жанр и язык. - С.40-59.
6. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике // ВЯ. 1997. - No 1.
7. Лебедева Н.Б. Жанры естественной письменной речи.// Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. – М., 2007. / С.116 – 123.
8. Седов К.. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров. // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С.124 – 136
9. Шмелева Т.В. Жанроведение? Генеристика? Генология? //Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М., 2007. - С.62 – 67.
Ж | Просмотров: 11858 | Дата: 29.05.2010 | Комментарии (21)

1-1
Форма входа
Категории раздела
А [6]Б [0]В [1]Г [2]
Д [2]Е\Ё [0]Ж [1]З [0]
И/Й [1]К [3]Л [2]М [0]
Н [3]О [3]П [11]Р [2]
С [4]Т [3]У [2]Ф [2]
Х [0]Ц [1]Ш [1]Щ [0]
Э [5]Ю [2]Я [0]
Поиск
Облако тегов
Наш опрос
Наш сайт
Всего ответов: 164
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Юрислингвистика
  • Сайт кафедры общего и русского языкознания
  • Статистика

    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0
    ВАШ БРАУЗЕР:
    ВАШ IP: 54.227.156.177

    Последние посетители: